СССР в 1945–1991 годы

Период 1945–1991 гг. – время сложных и противоречивых процессов, происходивших во внутренней и внешней политике, в социальной и национальной сфере, в экономике и культуре СССР.

Традиционно этот период делится на несколько этапов: последние годы правления И.В. Сталина (1946–1953), десталинизация и хрущёвская оттепель (годы нахождения у власти Н.С. Хрущёва, 1953–1964), эпоха стабильности с последующим нарастанием кризисных явлений в идеологии и экономике (правление Л.И. Брежнева, 1964–1982), затем период руководства страной Ю.В. Андроповым (1982–1984), К.У. Черненко (1984–1985) и время реформ М.С. Горбачёва (1985–1991).

Первый из названных периодов ознаменовался попытками сталинского режима укрепить свои позиции в стране и мире на фоне новых геополитических, экономических, технологических и социальных вызовов, определивших основные тенденции мирового развития на несколько десятилетий вперед. Советский Союз находился в целом в русле этих общемировых процессов, но не смог найти на них адекватного ответа в силу консерватизма своих политических институтов.

Период десталинизации стал результатом отложенных общественных ожиданий первых послевоенных лет, особенно в части реализации социальных программ и политической либерализации. Но эти процессы носили непоследовательный, противоречивый характер, что нашло отражение в образной характеристике периода 1953–1964 гг. как оттепели.

Брежневский период, считающийся самым стабильным в истории нашей страны в ХХ в., тоже неоднозначен. Его начало совпало со столь долгожданными реформами, но уже на рубеже 1970–1980-х гг. страна вошла в состояние экономического и идеологического кризиса. Не заинтересованная в радикальных реформах номенклатура, используя возможности наращивания экспорта сырья, сделала упор на консервацию сложившихся социально-политических и экономических структур. Под громкие фразы о построении «развитого социализма» в стране назревал системный кризис, ответом на который стала политика «перестройки» в СССР (1985–1991) и распад Советского Союза.

В 1950–1970-е гг. за счёт преимущественно экстенсивного развития страна демонстрировала высокие темпы экономического роста, опережая многие страны Запада. Под влиянием Советского Союза возникла социалистическая система, началась кооперация в рамках СЭВ, был подписан военно-политический Варшавский договор. Значительные успехи были достигнуты в области науки и техники (запуск первого искусственного спутника Земли, первый пилотируемый полёт человека в космос, строительство индустриальных объектов ТЭК и ВПК). Однако поддержание военного паритета с НАТО, помощь союзникам по социалистическому лагерю, финансовая поддержка международного коммунистического движения и освободившихся от колониализма стран третьего мира, выполнение социальных обязательств перед собственными гражданами требовали всё больших средств.

Концентрация ресурсов на ключевых направлениях ВПК и ТЭК вела к остаточному финансированию других отраслей, что в условиях единой системы народнохозяйственных связей вело к нарастанию диспропорций. Увеличение экспорта нефти с целью пополнения бюджета привело к опасной зависимости СССР от конъюнктуры мировых цен на энергоносители.

Мобилизационная модель экономики, созданная в СССР в 1930-е гг., оказалась эффективной лишь в экстремальных условиях форсированной индустриализации, войны и во время восстановления разрушенного хозяйства, когда продолжали действовать многие чрезвычайные законы военного времени. Однако в длительной перспективе мирного развития эта модель проигрывала соревнование с Западом, который в послевоенный период демонстрировал способность к эволюции. Потребность в реформировании советской системы в соответствии с вызовами времени была очевидной. Препятствием к серьёзным реформам был идеологический догматизм, который удалось преодолеть лишь в период перестройки.

Основными проблемами советской послевоенной экономики стало отставание от ведущих капиталистических стран в области производительности труда и качестве продукции, экстенсивный характер развития, отсутствие у работников заинтересованности в результатах своего труда, хронические проблемы в сельском хозяйстве. В условиях научно-технической революции, ставшей частью мирового процесса перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, выявилось отставание СССР, прежде всего, в области инновационных технологий.

В 1960–1970-е гг. в СССР было усилено внимание к социальным проблемам, что соответствовало идеям социализма и общеевропейским тенденциям тех лет. Успешно развивалась наука и культура, а система образования считалась одной из лучших в мире. Поощрялся культ знаний. По данным ООН, население СССР было одним из наиболее образованных и читающих в мире. Развивалась система дополнительного образования для детей, рассчитанная на раскрытие талантов и способностей (Дома пионеров, музыкальные и спортивные школы, изостудии и др.).

Федеративная политика была направлена на предоставление большей самостоятельности республикам и на выравнивание уровня их экономического развития. Последнее достигалось приоритетным финансированием экономически слабых регионов за счёт общесоюзного бюджета. Много внимания уделялось интернациональному воспитанию, пропаганде дружбы народов, поддержке национальных культур, считавшихся достоянием многонациональной советской культуры. Была выдвинута концепция о формировании в СССР новой общности людей – советский народ. Эти усилия принесли некоторые плоды, доказательством чему стало растущее число межнациональных браков. Вместе с тем, это не снимало определённой напряжённости в межнациональных отношениях.

В целом в материальном и бытовом плане в 1960–1970-х гг. жизнь советских людей улучшилась. Граждане начали забывать бедствия военных лет и жестокость сталинского режима. Жизнь приобрела черты стабильности и предсказуемости, уверенности в завтрашнем дне. В стране практически отсутствовала безработица. Почти в каждом доме появились телевизоры, холодильники, стиральные машины. В городах наращивались объёмы строительства государственного жилья, передаваемого гражданам бесплатно (официального рынка жилья в стране не существовало). С 1970-х гг. в СССР началось массовое производство автомобилей для личного пользования, считавшихся основным предметом роскоши в стране.

Тем не менее качество жизни и динамика потребления отставали и от западных стандартов и от растущих потребностей граждан. Особенно это было заметно в деревенской глубинке, где отсутствовали элементарные бытовые условия. На фоне увеличения денежных доходов населения нарастал товарный дефицит, и одновременно шло затоваривание: люди отказывались покупать товары немодные и низкого качества. Это означало, что отголоски потребительской революции на Западе достигли и СССР, где наблюдался процесс индивидуализации вкуса, входивший в противоречие с массовым характером советского производства.

Дефицит продуктов и товаров особенно ощущался в провинции, снабжавшейся хуже крупных городов. Разница между городом и деревней, центром и провинцией не только не сокращалась, как обещали идеологи партии, но даже увеличивалась.

Разоблачение сталинских преступлений, ликвидация ГУЛАГа, прекращение массовых политических репрессий, частичная демократизация в жизни страны и в партии положили начало эволюции системы в сторону «смягчения» режима. Появились разнообразные идейные течения. В то же время относительность этих перемен не удовлетворяла запросы части населения, вызвав численно небольшое, но активное диссидентское движение. В повседневной жизни широкое распространение получил феномен вольномыслия. Но запаздывание с реформированием планово-директивной экономики и неспособность политической элиты перестраиваться в соответствии с вызовами времени в итоге оказались роковыми для страны.

В период перестройки была предпринята попытка создать на базе существующей концепции развитого социализма новую идеологическую модель – «социализм с человеческим лицом». Обновление социализма включало в себя комплекс экономических, социальных, внешне- и внутриполитических мер: предоставление большей самостоятельности предприятиям и трудовым коллективам, допущение индивидуальной трудовой деятельности, гласность и частичное снятие цензуры, политический плюрализм, расширение внутрипартийной демократии, проведение политики нового мышления на международной арене с приоритетом общечеловеческих ценностей, отказ от холодной войны и противостояния с Западом и др.

Однако с 1988–1989 гг. ситуация фактически вышла из под контроля власти. При этом Горбачёв оказался под огнём критики как справа, со стороны консервативной части номенклатуры, так и слева, со стороны более радикально настроенной демократической оппозиции. Реформы не смогли разрешить коренное противоречие политической системы: согласно Конституции СССР вся власть принадлежит народу и осуществляется через Советы народных депутатов, но на практике власть осуществлялась через структуры КПСС. Это несоответствие становилось всё более очевидным для общества. Митинги проходили под лозунгом «Вся власть – Советам!».

Ситуация в СССР усугублялась нарастанием экономического хаоса и утратой управляемости. Развитие коммерческого сектора экономики, в который перетекали госресурсы, ещё больше дестабилизировало экономическое положение. Попытки одновременного проведения экономических и политических реформ в рамках прежней системы не увенчались успехом.

Воспользовавшись конституционным положением о праве на выход из состава СССР, ряд союзных республик, а вслед за ними и автономий, приняли декларации о независимости. Попытки Горбачёва подписать новый союзный договор закончились неудачей. Следствием августовского политического кризиса 1991 г. стало разрушение основы советской системы – структур КПСС, объявление государственной независимости союзными республиками, прекращение деятельности центральных органов власти и управления. Все эти процессы привели к распаду Советского Союза в 1991 г.

Читать далее